rus | eng

Моисеенко Евсей Евсеевич
(1916-1988)

В 1931 году юный Евсей Моисеенко поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. В 1931—1935 учился в этомучилище у Ланге, Филимонова, Николаева. Несомненное влияние на стиль будущего живописца оказали стажировки студента в селах Жостово, Палех, Федоскино, известных центрах русского народного творчества. Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко - его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?
Закончил училище по отделению росписи по папье-маше. Дипломная работа — папка-адрес «Чапаев».
В 1936 году поступил в ИНЖСА (быв. Академию художеств) в Ленинграде. В числе педагогов были И. И. Бродский и В. Н. Яковлев. Большое влияние оказал на сложение художника А. А. Осмеркин, в мастерской которого обучался Моисеенко. Осмеркин - художник высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавший и ценивший народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию. Занятия Моисеенко прервала Великая Отечественная война: 5 июля 1941 года Моисеенко ушёл добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года он находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, Е. Моисеенко по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.
После демобилизации в 1945 году возвратился в институт и в 1947 году блестяще его закончил и в качестве своей дипломной работы представил картину «Генерал Доватор».
И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно. Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение. В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. - орден Дружбы народов. С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни. В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.
Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических.
От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе - не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры.
Моисеенко присущ высокий и редкий дар импровизатора: картина, писавшаяся трудно и долго, картина, которой предшествовало множество эскизов и этюдов, чуть ли не «самопроизвольно» появляется на холсте. Подобное впечатление рождается не только потому, что живопись Моисеенко всегда свежа, фактура картины свободна от жухлых, многократно переписанных кусков, тяжелых нагромождений красочных слоев. В движении кисти художника почти никогда нет приблизительности, нащупывания формы. Мазок Моисеенко предельно экономен, точен и уверенно ложится в тщательно выверенном участке холста, приобретает должное направление, необходимую степень плотности. При этом красочное пятно чаще всего не сливается с соседним, а существует, как некий кристалл, рядом с другим предметом, нередко в окружении чистого холста. Незаписанный холст, в большей или меньшей степени присутствующий во многих картинах Моисеенко, играет неизменно важную роль. Он поддерживает ощущение «свежести», импровизации, исключает мысль о замученности произведения, создает впечатление, что художник писал с увлеченной легкостью, с которой пишется этюд необычного мотива, этюд, восхищающий художника, еще не мучая его тысячами проблем, которые ставит перед мастером картина.
Говоря о произведениях Моисеенко, так часто хочется пользоваться почти забытым словом «артистизм». Речь идет о той степени мастерства, при которой любое, даже найденное путем мучительных и долгих усилий решение обладает свежестью внезапной импровизации.
Однако пластическая манера художника не может быть определена лишь этим качеством. Импровизационность, продуманная недоговоренность формы, оставляющая зрителю возможность домысливать, - существенные грани искусства мастера, но ими оно не исчерпывается. Следует сказать и об определенной пространственной системе многих картин Моисеенко, при которой планы несколько сжимаются, пространство уплощается, обретая особую, насыщенную плотность. Это помогает художнику сохранить – при внутреннем напряжении, сюжетном и пластическом, - внешнее спокойствие, немногословие, равновесие. Экономность формы диктует сдержанность колориту.
Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени - и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник - солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия - как атмосфера.
Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист, автор поэтических пейзажей и плотно, размашисто написанных натюрмортов. И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника.
На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы.
В последние годы жизни обращается к евангельским сюжетам.
В 1982 году прошла первая персональная выставка мастера. Она заняла 19 залов Русского музея. В них разместилось свыше 700 картин и рисунков художника. Эта выставка была итогом его творчества. По своей масштабности, многообразию тем, художественности выставка представляла гигантский труд художника.
Замечательный живописец придерживался собственных идеалов и убеждений, жил и творил так, как понимал свои задачи в искусстве, создавал яркий изобразительный мир, в котором отразилась также социально-политические и нравственные идеи времени. Все что Моисеенко делал было искренним.
Его творчество принято XX веком, и XXI столетие может открыть в его искусстве вневременные ценности, его искреннюю любовь к миру и к человеку, с его страданиями и радостями.



» к картинам художника
"Стеклянное небо" - частная петербургская галерея, представляющая работы известных мастеров советской живописи и графики от классического соцреализма до альтернативного искусства советского времени.

Мы также можем предложить интересные предметы антиквариата для коллекционеров и любителей старины.

Опытные искусствоведы галереи оказывают услуги по атрибуции, профессиональной оценке произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Галерея покупает живопись и предметы старины в собственную коллекцию.

Наши эксперты формируют частные и корпоративные собрания.

| пейзаж
| городской пейзаж
| индустриальный пейзаж
| натюрморт
| жанровые сцены
| портрет
| НЮ
| графика
| военная тема
| другое искусство