rus | eng

Семенов Арсений Никифорович
(1911-1992)

С 1927 года жил в Ленинграде. Работал чернорабочим, одновременно занимаелся живописью и рисунком в студии АХРР у известного художника и педагога А. Р. Эберлинга. В 1930 Семенова приняли на подготовительные курсы при Академии Художеств, в том же году он становится студентом Института пролетарского изобразительного искусства.
Годы учёбы Семёнова совпали с кардинальным реформированием института и всей системы художественного образования. В 1932 году завершился период, печально известный в истории института как «масловщина». 11 октября 1932 года ВЦИК и СНКпринимают постановление «О создании Академии художеств». Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован вЛенинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, тем самым была подведена черта под 15-летним периодом непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны.
Однако потребовалось ещё несколько лет на то, чтобы собрать разрозненные педагогические силы и по-новому выстроить художественное образование. Этот процесс начали новый директор Академии художеств скульпторА. Т. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописиА. И. Савинов. Они пригласили на преподавательскую работу в институт профессоров Д. Н. Кардовского, А. А. Осмеркина, С. Л. Абугова,Е. Е. Лансере, Н. Э. Радлова, П. А. Шиллинговского, И. И. Бродского, много сделавших впоследствии для становления ленинградской школы живописи.
В 1934 году директором Всероссийской Академии художеств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен И. И. Бродский, ученик И. Е. Репина. К работе в институте он привлёк крупнейших художников и педагоговК. Ф. Юона, П. С. Наумова, Б. В. Иогансона, А. И. Любимова, Р. Р. Френца, Н. Ф. Петрова, В. А. Синайского, В. И. Шухаева,Д. И. Киплика, Н. Н. Пунина, В. Н. Мешкова, М. Д. Бернштейна, Е. М. Чепцова, И. Я. Билибина, М. Г. Манизера, П. Д. Бучкина,А. П. Остроумову-Лебедеву, А. Е. Карева, Л. Ф. Овсянникова, С. В. Приселкова, И. П. Степашкина, К. И. Рудакова и других.
На живописном факультете была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, В. Н. Яковлев, Д. Н. Кардовский, А. А. Осмеркин, А. И. Савинов, Р. Р. Френц, П. А. Шиллинговский, М. П. Бобышов. Именно в мастерской Д. Н. Кардовского Семёнову посчастливилось заниматься в 1934—1937 годах.
Методология и взгляды Д. Н. Кардовского сводились к тому, что, во-первых, Академия должна давать ученику профессиональные знания в объёме, необходимом для зрелого выполнения законченного художественного произведения — школу, как любил говорить Д. Н. Кардовский, общую для всех студентов независимо от их художественных склонностей и ориентаций. Талант этим не загубишь, а посредственному ученику её хватит, чтобы в жизни быть полезным работником.
Во-вторых, школьная работа должна проводиться вне воздействия так называемых «течений» в искусстве. Задача школы — дать ученику знание и воспитание, пригодное для его развития в любом теоретическом уклоне. Основа школы — в изучении природы, подсобно — в изучении искусства. Основа усвоения — повторность опыта.
В-третьих, рисунок не должен отделяться от живописи. Задачи, в основном, должны решаться комплексно. Рисунок — средство овладения живописью. Тоновый рисунок — средство организовать цвет. Тон держит единство цветности. Поэтому анализ тональности — во всех работах важнейшая задача. Наконец, на взгляд Д. Н. Кардовского, основа всей работы — определение характера натуры.
Занятия в мастерской Д. Н. Кардовского, сама личность выдающегося педагога оказали большое влияние на судьбу молодого художника, а его педагогические приемы и взгляды будут глубоко восприняты Семёновым в собственной преподавательской работе, которой он посвятит почти полвека.
В 1937 незадолго до окончания института Семенов заболел и вынужден был прервать обучение. После выздоровления он получает справку «об окончании 5 курсов живописного факультета без выполнения дипломной работы» и был направлен преподавателем в Пензенское художественное училище. В 1938 Семенова приняли в члены Пензенской организации советских художников.
С 1939 по 1944 год Семёнов проходил службу в Красной Армии в бронетанковых войсках в Забайкалье и Монголии. Участник боев за Халхин-Гол. С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях. Прошёл путь от рядового до командира танкового батальона. Пять раз был ранен. Отмечен боевыми наградами, в том числе орденом «Красная Звезда», орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, медалями. В 1944 был демобилизован по ранению.
С 1944 по 1947 Семёнов преподавал в Средней художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1946 Семёнова приняли в члены Московской организации советских художников, он участвовал в выставках художников-фронтовиков.
В сентябре 1947 Семёнов вернулся в Ленинград и поступил преподавателем на кафедру общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, где проработал свыше сорока лет, воспитав несколько поколений художников. В этом же году его приняли в члены Ленинградской организации советских художников.
С конца 1940-х годов Семёнов участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Одновременно работал над дипломной картиной и в 1951 году после пятнадцатилетнего вынужденного перерыва окончил институт, защитив дипломную картину «Материнство».
На протяжении всей жизни Семёнов совмещал педагогическую работу и творческую деятельность. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты, многочисленные этюды с натуры, совершал творческие поездки в Старую Ладогу, Торжок, Изборск, Прибалтику, Закарпатье, Крым.
В начале 1950-х определился круг тем и образов, к которым тяготел художник. Ленинградские мотивы и пейзажи старинных русских городов будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни, хотя приемы их живописной разработки будут меняться в направлении от искусной фиксации мимолетности, стремления передать свежесть и непосредственность колористических впечатлений в работах 1950—1960 годов, к поиску более тонких и обобщенных цветовых решений, большей декоративности, основанной на активном использовании локального цвета и конструктивном рисунке.
Среди многочисленных ленинградских этюдов и пейзажей, показанных на выставках 1950—1960 гг., работы «Весенний городской пейзаж» и «Весна на окраине Ленинграда» (обе 1956) , «Весенний день» (1959), «Река Фонтанка» и «Заводской мотив» (обе 1960), «Ленинград. Исаакиевская площадь», «Охтинский мост», «Университетская набережная» (все 1961) «Строительство Заневского моста на Неве» и «Ленинград. Вид на Университетскую набережную» (обе 1964) и другие.
В 1950—1970 Семёнов увлеченно пишет старинные русские города Псков,Старицу, Изборск, Торжок, Суздаль, Старую Ладогу, Кострому. Среди произведений, показанных на выставках этих лет, «Псковский собор» и «Псков. Синие ворота» (обе 1958), «Старая Ладога. Зимний пейзаж» и «Старая Ладога. Сельсовет» (обе 1961), «Старая Ладога» (1965), «Софийский собор в Новгороде» (1966) , «Суздаль. Вид на Кремль» и «Суздаль. Памятник Архитектуры» (обе 1968), «Торжок» (1969) и «Вид Суздаля» (1971) и другие.
В 1950-е Семёнов часто проводил лето в Крыму, где писал Ялту, Гурзуф, живописные уголки старого города и отдыхающих на приморской набережной. Позже в 1960-е неоднократно бывал в Прибалтике иЗакарпатье, посещал Францию и Италию. В работах появились более тонкие и обобщенные цветовые решения. Уходит излишняя дробность, её сменяет большая цельность и созерцательность. Художник чаще использует локальный цвет, усиливается образность и декоративность. В отдельных произведениях этого периода угадывается влияние С. И. Осипова, талантливого ленинградского живописца, с которым Семенова связывала многолетняя дружба, совместные творческие поездки и педагогическая работа на кафедре живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.
В 1970-е Семёнов с успехом обращается к жанру натюрморта, создав ряд декоративных, изысканных по живописи произведений. Среди них отмеченные на выставках и в печати «Натюрморт с цветком» (1972), «Натюрморт с античной скульптурой» (1971), «Натюрморт с цветами» (1975), «Натюрморт с чайником» (1972) и «Натюрморт с кувшином и яблоками» (1971) и другие.
Семёнов редко писал портреты. В основном это были образы близких: жены и дочери. Особняком стоят автопортреты художника, написанные в 1950—1960 гг. Сохранившиеся работы, и в частности «Автопортрет» 1962 года, открывают новые грани дарования художника, заставляя по-иному взглянуть и на остальное его творчество. В небольшой лаконичной работе художник находит точные выразительные средства, чтобы с предельной откровенностью сказать о себе, о своем поколении и эпохе.
В 1966 году в Ленинграде состоялась персональная выставка произведений Арсения Семёнова, приуроченная к 55-летию художника и 20-летию его педагогической работы на кафедре живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. В 1977 году в залах ЛОСХсостоялась совместная выставка произведений трёх художников: Арсения Семёнова, Сергея Осипова и Кирилла Гущина.
Арсений Никифорович Семёнов скончался 13 сентября 1992 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в художественных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, США, Финляндии и других странах. В 2006 в Санкт-Петербурге в музее А. А. Ахматовой прошла выставка произведений Семёнова, приуроченная к выходу монографии, посвященной жизни и творчеству художника. Известны живописные и графические портреты А. Н. Семёнова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Н. Л. Бабасюком (1972).

» к картинам художника
"Стеклянное небо" - частная петербургская галерея, представляющая работы известных мастеров советской живописи и графики от классического соцреализма до альтернативного искусства советского времени.

Мы также можем предложить интересные предметы антиквариата для коллекционеров и любителей старины.

Опытные искусствоведы галереи оказывают услуги по атрибуции, профессиональной оценке произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Галерея покупает живопись и предметы старины в собственную коллекцию.

Наши эксперты формируют частные и корпоративные собрания.

| пейзаж
| городской пейзаж
| индустриальный пейзаж
| натюрморт
| жанровые сцены
| портрет
| НЮ
| графика
| военная тема
| другое искусство