rus | eng

Скуинь Елена Петровна
(1908-1986)

В 1931 году Елена Скуинь приезжает в Ленинград с целью продолжить художественное образование. Поступить в институт сразу не удалось. Проявив упорство, она устраивается художником на завод имени Сталина (впоследствии Металлический завод имени ХХII партсъезда). Одновременно занимается в Институте повышения квалификации работников искусств у Р. Френца и Д. Митрохина. Её учебные работы были замечены А. Осмёркиным, который предложил ей перейти в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.
В 1934 году Скуинь приняли сразу на третий курс ЛИЖСА, где она стала заниматься уСемёна Абугова, Генриха Павловского, Дмитрия Митрохина. В 1939 Скуинь с отличием окончила институт по мастерской Александра Осмёркина, дипломная картина — «Занятие кружка, изучающего военно-морское дело»[4]. В 1941 году её картина экспонировалась в Москве на выставке дипломных работ студентов художественных вузов и техникумов. Ныне работа находится в собрании Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В октябре 1939 года Елена Скуинь была принята в члены Ленинградского Союза советских художников, получив членский билет № 285. В 1940—1941 годах по приглашению профессора Рудольфа Френца работала его ассистентом в мастерской батальной живописи. После начала Великой Отечественной войны с дочерью эвакуировалась в Ленинск-Кузнецкий. Работала художником местного театра драмы имени С. Орджоникидзе, участвовала в оформлении города, а также в выставках художников Кузбасса.
В 1944 году Е. Скуинь вернулась в Ленинград. В 1945—1946 годах преподавала в Средней Художественной школе при ЛИЖСА имени И. Е. Репина, в 1949—1951 годах — на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Одновременно много работала творчески, участвуя в большинстве выставок ленинградских художников. Писала жанровые картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Работала в технике масляной живописи, акварели, рисунка углем. Наибольшего успеха и признания добилась в жанре натюрморта.
В 1951 году Е. Скуинь оставляет преподавание и переходит на работу по договорам с Ленизо. Именно в этот период натюрморт утверждается в качестве ведущего жанра в её творчестве. Успешная работа над заказными картинами позволила Е. Скуинь в 1960-е годы совершить ряд творческих поездок в поисках натурного материала, в том числе на родную Кубань. Их результатом стали многочисленные натурные этюды, картины «Табак Кубани» (1962), «В садоводстве» (1962), «Табак», «Садово-парниковый натюрморт» (обе 1964)[10] и другие, а также произошедший поворот собственно в манере авторского письма.
Если в 1940—1950-х годах Елена Скуинь работает в традициях тональной живописи, то с середины 1960-х годов после поездок на Кубань в живописном решении её работ ведущее место отводится декоративному цветовому пятну, задающему характер всей композиции[11]. Для её манеры характерными становятся яркий насыщенный колорит, изысканность цветовых отношений, широкое письмо, усилившаяся с годами декоративность и приподнятое мироощущение.
Своей вершины выразительность предметного цвета достигает в работах 1971 года «Синие вёдра» и «Натюрморт с красными баллонами». Точно взятое цветовое пятно передаёт форму предметов без светотеневой моделировки, одним лишь силуэтом. При всей лаконичности такого решения созданный образ рождает широкий круг ассоциаций. Цвет предметов, будничных и привычных, приобретает в работах самодостаточное и полумистическое значение. В целом натюрмортам этого периода присущи богатство подтекста, широкая ассоциативность, эмоциональная наполненность. В 1970-е годы Е. Скуинь часто обращается к технике акварели. Владея разнообразными акварельными техниками, она создала яркие запоминающиеся образы близкого современнику предметного мира, передав его эстетическую значимость и наделив душевной теплотой вещи, составляющие наше бытовое окружение.
В 1978 году в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР прошла первая персональная выставка произведений Елены Петровны Скуинь, приуроченная к её семидесятилетию. В 1989—1992 годах уже после смерти Е. П. Скуинь её работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad и других во Франции.
Её произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Казахстане, Украине, Латвии, Франции, Италии, Великобритании и других странах.

» к картинам художника
"Стеклянное небо" - частная петербургская галерея, представляющая работы известных мастеров советской живописи и графики от классического соцреализма до альтернативного искусства советского времени.

Мы также можем предложить интересные предметы антиквариата для коллекционеров и любителей старины.

Опытные искусствоведы галереи оказывают услуги по атрибуции, профессиональной оценке произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Галерея покупает живопись и предметы старины в собственную коллекцию.

Наши эксперты формируют частные и корпоративные собрания.

| пейзаж
| городской пейзаж
| индустриальный пейзаж
| натюрморт
| жанровые сцены
| портрет
| НЮ
| графика
| военная тема
| другое искусство